ГЧП: планируемые изменения в законе

imgonline-com-ua-Black-White-GzprudglBFZLrXgf

10 мая 2019 года в Республике Узбекистан был принят Закон «О государственно-частном партнерстве».

После принятия Закона о государственно-частном партнерстве РУз (Закон № 537 от 10 мая 2019 г.) в него планируются внести некоторые изменения Законом «О внесении изменений и дополнений, а также признании недействительными некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием Законодательства о государственно-частном партнерстве». В настоящее время Закон «О внесении изменений и дополнений, а также признании недействительными некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием Законодательства о государственно-частном партнерстве» одобрен Сенатом Республики Узбекистан и ожидает окончательного одобрения Президентом.

Изменения и дополнения предоставляют полное и конкретное объяснение, касающееся реализации проектов государственно-частного партнерства, по сравнению с предыдущей редакцией Закона, которая вызывала недопонимания при применении правовых норм на практике. Закон «О государственно-частном партнерстве» определяет основные концепции и принципы государственно-частного партнерства (далее «ГЧП»), определяет процедуры разработки и включения проектов ГЧП, предусматривает механизмы финансовой поддержки для основных участников проектов ГЧП, в том числе концессий. 

Государственно-частное партнерство…? 

ГЧП – это «юридически оформленное сотрудничество на определенный срок государственного и частного партнера, основанное на объединении их ресурсов для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе и концессий». Важным требованием к проектам ГЧП является то, что они должны быть нацелены на решение экономических, социальных и инфраструктурных проблем.

Еще одна примечательная особенность заключается в том, что в Законе не указаны сферы, в которых могут быть реализованы проекты ГЧП, что предполагает возможность реализации проектов ГЧП в любой сфере, которая является предметом решения вышеуказанных вопросов, а именно: транспорт, туризм, сельское хозяйство, телекоммуникации, образование, здравоохранение и т.д. Закон определяет, что имущество, имущественные комплексы, общественная инфраструктура, работы (услуги) и инновации могут быть объектами ГЧП. Республика Узбекистан определяется как государственный партнер в лице государственных органов и иных организаций, уполномоченных Кабинетом Министров. Коммерческие организации, зарегистрированные в Узбекистане или за рубежом, и их ассоциации могут выступать в качестве частных партнеров. Текущие изменения, внесенные в законодательство о ГЧП, прямо предусматривают применение институциональных механизмов ГЧП, то есть создание специальных проектных компаний государственным партнером и частным инвестором для целей регистрации проекта ГЧП. Таким образом, Законом предусмотрена возможность учреждения специальной проектной компании, то есть компании, зарегистрированной участником тендера (или консорциумом) в соответствии с Законодательством Республики Узбекистан, которая будет оформлять и исполнять договор ГЧП в случае выигрыша в тендере. Теперь, исходя из отечественной и международной практики, в Закон внесены определения таким понятиям, как «концессия», «проект государственно-частного партнерства», «заявитель».

В целях установления положений, соответствующих механизмам функционирования рынка, конкретизируются и другие базовые понятия, используемые в Законе. Конкретизируется также норма гарантирования прав частного партнера. В частности, устанавливается, что в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования в объект государственно-частного партнерства, то частный партнер вправе требовать компенсационного увеличения платы за доступность объекта государственно-частного партнерства и (или) платы за пользование, а также требовать от государственного партнера разовой компенсационной выплаты и (или) внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение о государственно-частном партнерстве. Местные органы исполнительной власти в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве уполномочены определять имеющиеся в их распоряжении объекты, выявлять факторы и проблемы, препятствующие своевременной и эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе проектов с участием иностранных инвесторов, а также принять меры по их устранению.

Реализация данного Закона на практике будет способствовать гармонизации нормативно-правовой базы данной сферы с международной практикой, обеспечению реализации единых правил и требований при разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства. Это также приведет к сокращению расходов, выделяемых из Государственного бюджета для развития экономической и социальной сфер, повышению инвестиционной среды и привлекательности страны, привлечению в отрасли прямых инвестиций и созданию в итоге новых рабочих мест.

II. Процесс разработки проекта ГЧП Процесс разработки проекта ГЧП состоит из следующих этапов: 

1.     Инициирование проекта ГЧП Государственный партнер или частное лицо (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) может инициировать проект ГЧП. Концепция проекта ГЧП является основным документом на стадии инициирования, независимо от того, инициирован ли проект ГЧП государственной или частной стороной. Концепция проекта ГЧП разрабатывается инициатором и содержит стоимость проекта, источник финансирования и рентабельность проекта, что включает обоснование эффективности и актуальности его реализации. В случае, если проект инициируется частным лицом, концепция должна быть представлена потенциальному государственному партнеру, который в течение 30 дней принимает решение о реализации проекта на основе такой концепции. Кроме того, Закон предусматривает ограниченный перечень оснований для отказа во включении проекта ГЧП, предложенного частной стороной. Концепция проекта ГЧП может быть одобрена, изменена или дополнена различными органами в зависимости от общей стоимости потенциального проекта ГЧП:- соответствующим государственным органом – если общая стоимость проекта составляет до 1 миллиона долларов США;- соответствующим государственным органом по согласованию с Агентством ГЧП – если общая стоимость проекта составляет от 1 до 10 миллионов долларов США включительно;- Кабинетом Министров Республики Узбекистан – если общая стоимость проекта превышает 10 миллионов долларов США. После утверждения концепции проекта ГЧП и включения ее в реестр государственный партнер должен принять решение о разработке проекта ГЧП и приступить к процедуре выбора частного партнера. 

2.     Выбор частного партнера Тендер является основным механизмом выбора частного партнера.Тендер может быть:- одноэтапный – если стоимость проекта ГЧП менее 1 млн долларов США- двухэтапный – если стоимость проекта ГЧП превышает 1 млн долларов США, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 Закона. Государственный партнер отвечает за разработку тендерной документации, включая проект соглашения о ГЧП и создание тендерной комиссии, по согласованию с Агентством ГЧП и Кабинетом Министров соответственно.Кроме того, Закон допускает исполнение соглашения о ГЧП без проведения тендера на основе прямых переговоров в случаях:- обеспечения обороноспособности и безопасности государства;- когда определенное лицо имеет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, другие исключительные права, землю, другой объект недвижимости и другое имущество, что является существенным условием реализации проекта;- введения в действие соответствующего указа или постановления Президента, а также постановлений Кабинета Министров. 

3.     Заключение договора ГЧП. Соглашение о ГЧП между государственным и частным партнером заключается на срок от трех до 49 лет. В Законе также перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в соглашении о ГЧП:- основания и порядок его прекращения или изменения; – порядок передачи имущества и земли частному партнеру, а также порядок перехода права собственности на объект ГЧП. В частности, требование об обязательном включении положений о переходе права собственности на объект ГЧП к государству или частному партнеру позволяет реализовывать проекты ГЧП по разным схемам, в рамках, установленных Законом. Примечательно, что Закон не содержит обязательных правил, согласно которым соглашения о ГЧП должны регулироваться исключительно законодательством Республики Узбекистан. При этом Законом установлено, что споры в сфере ГЧП подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством. На основании этого положения можно сделать вывод, что стороны соглашений о ГЧП имеют доступ как к судебным, так и к арбитражным методам разрешения споров.

 III. Гарантии прав частных партнеров
Закон устанавливает гарантии стабильности законодательства в течение 10 лет с даты заключения соглашения о ГЧП. При этом частный партнер имеет дискреционное право применять нормативные положения, улучшающие условия инвестирования в проекты ГЧП, или не применять их (т.е. нет необходимости постоянно обновлять соглашения о ГЧП в соответствии с действующим законодательством).  

IV. Прозрачность и мониторинг  Закон предусматривает, что Агентство ГЧП создает общедоступный реестр проектов ГЧП, содержащий информацию о текущих проектах ГЧП. Кроме того, Закон устанавливает, что концепции проектов ГЧП, информация о критериях выбора частного партнера, основные положения соглашений о ГЧП, а также другая информация должны публиковаться на сайтах Агентства ГЧП и государственного партнера. Агентство ГЧП контролирует выполнение соглашения ГЧП как частными, так и государственными партнерами. Для этого частный партнер должен предоставить агентству доступ к объектам ГЧП, а государственный партнер должен каждые шесть месяцев предоставлять агентству отчет о реализации проекта ГЧП. Кроме того, действующий Закон предусматривает объявление конкурса за месяц до его начала в СМИ, на сайтах государственных органов, процесс определения круга заинтересованных сторон для участия в конкурсе. Именно это обстоятельство в большинстве случаев являлось причиной задержки тендерного процесса на месяц. Принятие Закона является логическим шагом в контексте заинтересованности Республики Узбекистан в развитии государственно-частного партнерства с целью стимулирования экономического роста и улучшения инфраструктуры.

 V. Финансирование проектов ГЧП Закон предусматривает, что организации, финансирующие проект ГЧП, могут быть сторонами соглашения о ГЧП. Соглашение о ГЧП может предусматривать право вмешательства кредиторов, которое может быть реализовано путем удаления или замены частного партнера или управления частным партнером. Кроме того, Закон прямо предусматривает, что частный партнер имеет право предоставлять любые гарантии своим кредиторам, включая те, которые связаны с правами и активами проекта ГЧП различных видов платежей, включая платежи за использование и платежи за доступность.

Метки: нет меток
0

Комментарии закрыты.