nuclear-waste-boom-john-spoehr-adelaide-review-850x566-ConvertImage

Радиационная безопасность и отсутствие механизмов защиты в Узбекистане

Радиационная безопасность – безопасность граждан и охрана окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих излучений.

Отходы – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других побочных продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (изделия), утратившие свои потребительские свойства.

Хвостохранилище или хвостохранилища-это комплекс специальных сооружений и оборудования, предназначенных для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отходов переработки полезных ископаемых (такие отходы называются хвостами).

Актуальность. Центральная Азия является одним из наиболее уязвимых регионов по своей восприимчивости к экологическим, технологическим и радиационным угрозам. В настоящее время существует 48 хвостохранилищ, которые не поддерживаются в надлежащем состоянии и несут опасность радиоактивного загрязнения. Кроме того, следует отметить, что эти места захоронения радиоактивных отходов расположены вокруг густонаселенных и приграничных районов, что повышает риск трансграничной экологической катастрофы из-за загрязнения воздуха, почвы и водных ресурсов. Этот регион подвержен землетрясениям, наводнениям и оползням, а большинство рек пересекают его границы. Примером такой катастрофы может быть оползень на участках радиоактивных отходов, который может выбросить токсичные отходы в реки и вызвать трансграничную катастрофу. Ядерные отходы опасны не только для экологии, флоры и фауны, но и для местного населения, проживающего рядом с этими местами захоронения. В настоящее время с этим борются с помощью норм радиационной безопасности, надлежащего доступа к информации о безопасности и гарантий защиты прав людей. Несмотря на это, по-прежнему важно повышать правовую грамотность населения и просвещать его по вопросам управления местами захоронения, а также повышать осведомленность об опасностях наличия мест захоронения радиоактивных отходов и тем самым вовлекать людей в процессы управления отходами

Проблемы. Государственные органы разрабатывают и реализуют программы обеспечения радиационной безопасности. Однако эффективность этих программ на практике остается неясной. Например, в махалле Чоркесар Папского района Наманганской области некоторые участки полигона захоронения урана не огорожены забором. Согласно исследованиям от 18 декабря 2018 года, местные жители жаловались, что пастухи забредают на могильники для выпаса скота из-за отсутствия ограждения, что потенциально может нанести вред здоровью населения и имуществу. Поскольку населенный пункт находится далеко от районного центра (30 км), жители сами оказывают первую медицинскую помощь в случае чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий, хотя у них нет ни специальной подготовки, ни необходимого финансирования, ни оборудования. Есть только одна скорая помощь на 15 тысяч жителей. Больница и поликлиника не удовлетворяют всех потребностей населения. Основную часть населения составляют пожилые люди и женщины, которым трудно пройти медицинское обследование в районном или областном центре из-за удаленности. Практические реалии препятствуют защите прав, гарантированных законом, таких как гарантия медицинского освидетельствования. Кроме того, не были установлены меры, которые должны были быть приняты после выявления вредных воздействий по результатам медицинских осмотров. И непонятно, кто несет расходы на лечение.

Нормативно-правовые акты. В настоящее время в Узбекистане действует большое количество правовых актов, прямо или косвенно регулирующих радиационную безопасность. Это Закон “О радиационной безопасности”, Закон “Об отходах”, Постановление Кабинета Министров “О мерах социальной защиты граждан, проживающих на территориях с возможностью превышения установленных базовых пределов доз облучения”, Приказ руководителя Государственной инспекционной службы по надзору за геологическим изучением недр, безопасностью эксплуатации в промышленности, горнодобывающей и коммунально-бытовой отраслях “Об утверждении Положения об обращении и долгосрочном хранении радиоактивных отходов в Республике Узбекистан”, Закон “Об охране природы”, Закон “Об экологическом контроле”, Постановление Кабинета министров за № 250 “О Порядке ведения Государственного кадастра полигонов ТБО и объектов переработки отходов”, Положение “О Порядке разработки и утверждения проектов экологических стандартов” за № 14, Положение “О порядке государственного учета и контроля в сфере обращения с отходами” за № 295, Закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Проблема реализации правовых актов, отсутствие механизма. Как отмечалось ранее, в Узбекистане разработано большое количество законов, регулирующих радиационную безопасность. Законодательство предусматривает меры по обеспечению радиационной безопасности, например, статья 12 Закона “О радиационной безопасности” устанавливает порядок обеспечения радиационной безопасности. Однако стоит отметить, что отсутствует механизм реализации этой статьи, то есть как именно реализуются меры радиационной безопасности. Более того, это не единственный закон, который имеет проблемы с механизмом его реализации.

Рекомендации. Законодателю необходимо разработать четкий механизм реализации отдельных положений, установленных законами, регулирующими радиационную безопасность. Разработать на основе международного опыта закон Об обращении с радиоактивными отходами, который определил бы все необходимые механизмы, полномочия государственных органов и единую систему обращения с радиоактивными отходами с учетом законных прав и интересов населения.

Метки: нет меток
0

Комментарии закрыты.