Человек-Паук как торговый знак: история и кому принадлежит стенолаз.

Последние 20 лет стали расцветом героев комиксов благодаря невероятному успеху экранизаций на больших экранах. Фильмы с супергероями собирают миллионы поклонников со всего мира и миллиарды долларов в прокате. Та студия, что владеет правами на этих супергероев, получает огромную прибыль с билетов и мерчандайзинга. Если со многими персонажами ситуация предельно ясна, то один из них сильно выделяется. Права на самого известного супергероя комиксов буквально запутаны в сложной паутине. Речь идет о дружелюбном соседе Человеке-пауке.

Все началось в августе 1962, когда Стэн Ли, Джек Кирби и Стив Дитко, работая в Marvel Comics, создали персонажа, умеющего ползать по стенам. С первых же выпусков Паучок получил огромную популярность и любовь поклонников. Он стал иконой и флагманом Marvel на многие десятилетия.

Комиксы, как и вся интеллектуальная собственность, находятся под защитой, в частности с помощью авторских прав и товарных знаков. Авторские права защищают изначальную историю, персонажей и графические элементы, что дает создателям возможность контролировать способ использования их работ и персонажей. Товарные знаки, в свою очередь, защищают имена и особенности персонажей. Впервые Паук был зарегистрирован как товарный знак “THE AMAZING SPIDER-MAN” (US Reg. No. 885910 – 1970-02-10) компании Marvel Characters, Inc. в 1970 под Международным классом 016 – книжки-комиксы. В последующем были также зарегистрированы товарные знаки “SPIDER-MAN”, “PETER PARKER”, “ULTIMATE SPIDER-MAN” и даже знаменитая фраза «С великой силой приходит великая ответственность» (“WITH GREAT POWER COMES GREAT RESPONSIBILITY”). Классификация этих торговых знаков теперь покрывала и печать комиксов, и мультимедиа, и мерчандайзинг.

Однако в 90-ые годы прошлого века комиксы стали резко терять свою популярность, а издательства терпели банкротство. Эта участь не обошла стороной и Marvel Comics, которая начала продавать права на своих персонажей разным студиям, чтобы выжить. Таким образом Халк перешел к Universal Pictures, а команды супергероев Люди Икс и Фантастическая Четверка – к 20th Century Fox. В 1998 году Marvel Comics идут ва-банк и продают права на своего самого знаменитого героя. Так, Columbia Pictures Industries, Inc., дочерняя компания Sony Pictures Entertainment, за 7 миллионов долларов США выкупает права на экранизацию, прокат и мерчандайзинг Человека-паука и более 900 других персонажей, связанных с ним.

По условиям этой сделки Паук принадлежит Sony до тех пор, пока они производят по крайней мере 1 фильм с его участием каждые 5 лет. Marvel будут получать 5% со сборов данных фильмов, так называемые роялти (NB: Роялти представляет собой вознаграждение за использование авторских прав, периодические процентные отчисления продавцу лицензии, устанавливаемые исходя из экономического результата использования предоставляемых прав). Касаемо прав на мерчандайзинг, Sony вправе получать прибыль с товаров, связанных с их фильмами и экранизациями, в то время как Marvel – с «классического» Человека-паука, основанного на комиксах издательства.  

На таких условиях были сняты трилогия Сэма Рэйми (2002, 2004 и 2007 годы), дилогия Марка Уэбба (2012 и 2014 годы) и анимационный фильм «Человек-паук: Через вселенные» 2018 года.

В 2009 году наследники покойного Джека Кирби подали иск о возвращении авторских прав на некоторых персонажей Marvel, включая Человека-паука, которые были созданы в соавторстве с Кирби. Однако, Окружной суд США Южный округа Нью-Йорка постановил, что именно Marvel является владельцем авторских прав, так как на момент создания, Кирби являлся сотрудником издательства и его работа «квалифицируется как работа по найму в соответствии с «Законом об авторском праве » (статья 201 (b) Закона США об авторском праве (Раздел 17 Кодекса Соединенных Штатов). Согласно этому Закону, авторские права на произведения, созданные во время работы по найму, автоматически переходят работодателю.

В том же 2009 году The Walt Disney Company покупает Marvel Entertainment за 4,5 миллиарда долларов США, что делает Disney обладателем прав на выпуск комиксов о Человеке-пауке и мерчандайзинг, связанный с комиксами. Два года спустя, в 2011, Sony переживают тяжелые времена и начинают продажу своих прав на интеллектуальную собственность. В ходе одной из таких продаж, Disney выкупают оставшуюся долю прав на мерчандайзинг Человека-паука, что позволяет им теперь продавать товары, основанные также и на фильмах Sony.

В 2016 году мир увидел «Первый мститель: Противостояние», фильм, находящийся в Кинематографической вселенной Marvel (КВМ), в котором появился Человек-паук. Как оказалось, Sony и Disney заключили сделку в 2015 году, которая позволила обеим студиям получать выгоду от Человека-паука. Это взаимовыгодное сотрудничество, поскольку Marvel внедряет самого популярного супергероя в свою вселенную, в то время как Sony сохраняет Паука на большом экране, связанным с величайшей франшизой в истории кино – КВМ. Согласно этой сделке, сольные фильмы Человека-паука являются собственностью Sony, которая отвечает за их финансирование и прокат. В то же время Marvel берет на себя всё креативное руководство и продюсирование, а также получает 5% от кассовых сборов сольных фильмов. Поскольку эта сделка была чрезвычайно успешной для обеих сторон, в 2019 году она была продлена на еще несколько совместных фильмов.

На сегодняшний день права на Человека-паука разделены на 3 категории:

  • Человеком-пауком на страницах комиксов владеет Marvel Comics, следовательно, Disney;
  • Человеком-пауком на больших экранах владеет Sony Pictures;
  • Человеком-пауком на полках магазинов владеет также Disney.

Данное положение сил вряд ли изменится в скором будущем, ведь экранизации Человека-паука — это самые прибыльные источники дохода для Sony – последний фильм «Человек-паук: Нет пути домой» 2021 года даже в период пандемии заработал больше 1 миллиарда $ в первую неделю проката. До тех пор, пока фильмы про Паука настолько успешны навряд ли следует говорить о полном возвращении прав на персонажа к Marvel.  

Метки: нет меток
0

Комментарии закрыты.